Рассылка новостей

Опросник

Загрузка...

Фотогалерея


Записи блога

07 Февраль 2015
Доклад на круглом столе по вопросам оказания медицинских услуг скорой медицинской помощи.

30 января 2015 года в конференц-зале Департамента по защите прав потребителей города Астаны проведен круглый стол по системным проблемным вопросам скорой медицинской помощи с участием представителей общественных объединений, организаций здравоохранения и государственных органов города Астаны. Предлагаю вашему вниманию текст своего выступления.

Добрый день, уважаемые коллеги!
Скорая медицинская помощь является социально значимым видом  медицинской помощи. Потому как, эта помощь оказывается
Во-первых, бесплатно
Во-вторых,она доступна для населения
В-третьих,она оперативна по определению
К тому же население предполагает,что СМП и ее структурные подразделения должны отвечать следующим требованиям:
- полнота объема и высокая квалификация оказываемой помощи;
- обеспечение беспрепятственной госпитализации в соответствующие медицинские организации.

 
Исходя из этого я бы выделил Три группы жалоб от населения:

1-я группа: это - Жалобы, связанные Своевременностью прибытия бригады скорой медпомощи. На оперативность службы влияет, прежде всего, нагрузки на станции СМП, которая зависит от количества выездных бригад, наличие автоматизированной диспетчерской информационной службы. И если внедрение АДИС (смарт Астана) значительно повысило эффективность работы диспетчерской службы и оперативность организационного управления, то с количеством выездных бригад есть серьезные проблемы. Так в прошлом году по статданным в среднем работало 65 бригад при нормативных данных 80-89 бригад. Среднесуточная нагрузка на бригады составила 18,5 выездов. Если учесть это обстоятельство, то получается, даже в теории, порядка 20% вызовов будут обслуживаться с задержкой, особенно в часы пик. Факторами, которые в той или иной мере влияют на  показатели деятельности догоспитальной службы скорой медицинской помощи, являются: среднее время обслуживания вызовов профильными бригадами, квалификация медицинского персонала, распределение обращаемости населения по причинам, возрастно-половая структура населения, внедрение современных организационно-управленческих технологий, взаимодействие различных служб здравоохранения и другие. Есть иненемедицинские факторы, которые также в значительной мере влияют на деятельность станций в целом, а также на необходимое  количество выездных бригад, в частности: состояние дорог, скорость движения автотранспорта, погодные условия, состояние санитарного автотранспорта, возможность быстро найти адрес вызова и т.д.
Следует также сказать о том, что по результатам исследований, проведенных в Астане в 2011 году, более 60% обращений делали больные старше 60 лет, 80% которых обращаются за скорой медицинской помощью, минуя поликлинику. При этом лишь 1/4 часть вызовов была обоснованной. Нужно чтобы скорая медицинская помощь выполняла прямые обязанности по обслуживанию экстренных вызовов, а не дублировала работу амбулаторно-поликлинической помощи. Анализ показывает, что имеется обратная зависимость между количеством посещений к участковым врачам и обращаемостью к бригадам скорой медицинской помощи. Управлением здравоохранения проводится огромная работа в этом направлении. В настоящее время в поликлиниках на участках работают до 3х медсестер.
Здесь хочется сказать и о Солидарной ответственности, которая предполагает от населения:
- проведение сезонных специфических иммунизации;
- своевременное обращение к участковому врачу в поликлинике;
- ведение здорового образа жизни;
- соблюдение техники безопасности для предупреждения несчастных случаев;
- использование одежды и обуви в соответствии с природно-климатическими условиями;
- соблюдение правил дорожного движения и т.д.;
- овладение элементарными навыками оказания первой медицинской помощи.
 
 
2-я группа жалоб, связанная с Удовлетворенностью пациентов оказанной медпомощью. Причины для жалоб:
- неполный объем оказанной помощи;
- недооценка тяжести состояния пациента;
- плохо собранный анамнез;
- неадекватное лечение.
 
3.   3-я группа– Нарушения деонтологии.
 
Для предупреждения 2 и 3й групп жалоб профсоюзы считают необходимым проведение современного кадрового менеджмента,  требующего от руководителей постоянного внимания к вопросам человеческого фактора, мотивации сотрудников и применения эффективного стиля руководства. Корректирующие мероприятия должны осуществляться в соответствии с принципами конструктивного позитивизма, т.е. базироваться на положительных акциях и стимулах. При этом категорически нецелесообразно прибегать к мерам негативного характера, жестким акциям, наказаниям, угрозам, давлениям и т.п.
Всем известно, что сложные условия профессиональной деятельности сотрудников скорой медицинской помощи, а это
- отсутствие возможности посоветоваться, проконсультироваться на вызове;
- жесткий дефицит времени с максимальной психологической нагрузкой;
- неравномерное и нерегулируемое распределение нагрузки в процессе работы и невозможность формирования полноценного временного рабочего стереотипа;
- ночная работа может быть причиной существенных нарушений закономерностей периодики физиологических функций;
- опасность для жизни, связанная с большим количеством  контактов с носителями гепатита, туберкулеза, ВИЧ/СПИД, наркоманами, психически неустойчивыми и больными, людьми с асоциальным поведением;
- достаточно часто сотрудникам скорой медицинской помощи приходится работать в условиях природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, в условиях угрозы применения оружия,-
Все это происходят на фоне неадекватной материальной оценки труда, приводящей к снижению качества их жизни, уменьшения социального престижа профессии, сверхнормативной работы в ущерб здоровью, которая в свою очередь является следствием дефицита кадров. Все перечисленное оказывает выраженное негативное воздействие на работников ГССМП, что проявляется в определенной напряженности в коллективе, повышенной конфликтности некоторых сотрудников, неудовлетворенности системами стимулирования.
Хотелось бы сказать, что Трудовой Кодекс РК, принятый в 2007 году и обновленный в прошлом году не предполагает суточные дежурства. Наличие суточных дежурств у работников, с определенной уверенностью, позволяет утверждать о влиянии его на качества оказания медицинской помощи. Также это актуально и для водителей СМП.
Очень важным является правильнаяэксплуатация, своевременныйпрофилактическийтехнический осмотр и ремонт автотранспорта, потому как согласно ст. 317 ТК РК работодатель обязан создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия,обеспечить безопасные условия труда.  А работник в соответствии со ст. 314 ТК РК имеет право на рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями безопасности и охраны трудаи отказаться от выполнения работы при возникновении ситуации, создающей угрозу его здоровью или жизни. Это в теории, а на практике есть вызов, надо выезжать.
Наличие Комфортного современного транспорта СМП обеспечивает комфортные условия труда, щадящую транспортировку больного, удлиняется срок службы, влияет на удовлетворенность работников, уменьшая текучесть кадров и т.д.
 
Кадровые проблемы:
- не укомплектованность (154 врача при штатном расписании 218; 514 фельдшеров при штатном расписании 680);
- высокая текучесть;
- низкая категорированность (эффективность экстренной медицинской помощи больным, особенно на догоспитальном этапе, находится в прямой зависимости от уровня подготовки медицинского персонала выездных бригад и в первую очередь от квалификации врача);
- снижение стажа работы при динамическом наблюдении;
- повышенный уровень совместительства до 75%;
 
Кадровая политика службы скорой помощи должна быть направлена не только на создание благоприятных условий труда, но и на обеспечение возможности продвижения по службе и необходимой степени уверенности в завтрашнем дне у сотрудников.
В рамках социального партнерства ставятся следующие цели, это:
- создание сплоченной, профессиональной, квалифицированной команды, 
- поднятие престижа службы скорой медицинской помощи;
- исследование и создание благоприятной атмосферы внутри коллектива;
- обобщение, анализ условий работы в предприятии, и создание на его базе, комплекса мероприятий, предупреждающего причины увольнения квалифицированных  сотрудников по инициативе работника.
Основными направлениями кадровой политики предприятия  в обеспечении компетентностно - ориентированными кадрами должны быть:
- полный охват в повышении квалификации медицинских работников, целенаправленное повышение образовательной и профессиональной компетенции;
- ознакомление с системой менеджмента качества;
- постоянство и отсутствие перерывов в процессе обучения;
- непрерывность в работе по подготовке кадрового резерва;
- преемственность традиционных и внедрение новых методов работы;
- постоянная работа по актуализации знаний по новым нормативным документам;
- стимулирование реализации делового и творческого потенциала персонала.
Некоторые льготы в ГССМП по коллективному договору:
1.      Предусмотрены перерывы для приема пищи и отдыха. Не менее 30 минут. 2-3 раза в день.
2.      Основной отпуск 30 дней.
3.      Пособие при уходе в отпуск в размере должностного оклада.
4.      Водитель скорой помощи отдыхает 42 дня.
5.      Предоставляется учебный отпуск с сохранением заработной платы до 20 МРП.
6.      Есть отпуск по семейным обстоятельствам до 5 дней.
7.      Есть отпуск поощрительного характера до 5 дней.
8.      Обеспечение повышение заработной платы по мере роста производительности труда, дохода и экономии затрат.
9.      Оплата простоя в размере средней месячной зарплаты если длится более 2 нед.
10.  Есть пункты о премиях, дифференцированной оплате.
11.  Профессиональная подготовка за счет работодателя, необходимо согласование с профкомом.
12.  Преимущественное трудоустройство при возобновлении штата.
13.  Переобучение с 50% выплатой заработной платы.
14.  Гарантии при сокращении (беременные, семейные, многодетные, предпенсионный возраст и т.д.)
15.  Не допускается сокращение лиц с предпенсионным возрастом (за 3 года).
16.  Единовременное пособие при уходе на пенсию в размере должностного оклада.
17.  Применение режима неполного рабочего времени как мера против сокращений, есть и другие меры.
18.  Мед осмотры проводятся за счет средств работодателя.
19.  Регулирование труда лиц с семейными обстоятельствами.
20.  Охрана и безопасность труда – обеспечение спец. Средствами и одеждой.
21.  Существует 50% скидка на платные услуги для работников.
22.  8 часов для общественного инспектора по контролю за ОиБТ.
 
Иные угрозы для текучести кадров:
·        Усиление уголовной ответственности за «ошибки» медицинских работников;
·        Обвинительная позиция или уклон контролирующих органов (презумпция «виновности»);
·        уровень развития службы экспертизы оказания медпомощи не отвечает требованиям объективности, а применение юридической терминологии «врачебных ошибок» не является однозначной.
 
В заключении еще раз обращаю на важные условия, оказывающие влияние на работу ГССМП:
*уровень обращаемости за скорой медицинской помощью;
*обеспеченность качественным комфортным санитарным автотранспортом;
*качественный и количественный состав медицинского персонала;
*оснащенность выездных бригад;
*немедицинские факторы (качество и протяженность автодорог, обеспеченность доступа к жилью, возможность быстро найти адрес и т.д.)  
Для обеспечения качественной работы необходимо:
1.            Материально-техническое обеспечение станции.
2.            Рациональное использование транспорта (количество автотранспорта должно быть - 1 автомашина на 10тыс. населения). Необходимо закупать качественный и комфортный автотранспорт.
3.            Рациональное размещение подстанций (соблюдение 15 мин доступности) – с учетом прикрепленного населения.
4.            Развитие всех видов средств связи.
5.            Разработка и утверждение кадровой политики службы скорой помощи, предполагающий целенаправленное повышение образовательной и профессиональной компетенции работников, ознакомление с системой менеджмента качества, постоянство и отсутствие перерывов в процессе обучения, непрерывность в работе по подготовке кадрового резерва,  преемственность традиционных и внедрение новых методов работы, постоянная работа по актуализации знаний по новым нормативным документам, стимулирование реализации делового и творческого потенциала персонала.
6.            Социальная поддержка работников ГССМП: обеспечение жильем, коэффициенты по повышению уровня заработной платы и т.д.
7.            Преемственность работы с медицинскими организациями города.
8.            Информационная работа по повышению солидарной ответственности населения за свое здоровье (формирование культа здорового образа жизни, формирование нового отношения к собственному здоровью отдельного человека и общества в целом).
 
При  подготовке доклада использованы: диссертационная работа Нурашевой С.К., статистические данные ГССМП за 2013 и 2014 годы, коллективный договор ГССМП г. Астаны.